Исходные модели поведения фирм
Исходные модели поведения фирм должны быть основаны на учете их целевой функции, под которой понимается показатель максимизации их деятельности с учетом сложившихся экономических условий. Основные целевые функции, которые рассматриваются в качестве детерминант поведения фирмы, зависят от общетеоретических подходов. Так, Неоклассический подход к описанию поведения фирмы исходит из того, что фирма имеет некоторую целевую функцию и, используя доступные ей средства, стремится к максимизации ее значения. Различные работы в рамках данного подхода сосредоточиваются на выборе целевой функции фирмы. Этот выбор определяется по сути предположением о том, решения каких агентов определяют поведение фирмы. Определенная таким образом функция полезности выбранного агента и является целевой функцией фирмы. Бихевиористские теории подвергают критике не только прибыль в качестве целевой функции, но и сам неоклассический подход, представляющий фирму в виде “черного ящика”, который преобразует в соответствии с технологией и своей целевой функцией факторы производства в готовую продукцию.
Эти теории предлагают, что для описания поведения фирмы требуется открыть этот “черный ящик” и изучить процесс принятия решений внутри фирмы. Согласно бихевиористскому подходу, который признает, что поведение фирмы определяется не одним типом агентов, а несколькими, это поведение является многоцелевым — каждый из агентов преследует собственные цели, а поведение фирмы определяется процессом взаимодействия между агентами. Наиболее распространенный неоклассический подход к целевой функции фирмы предполагает, что фирма максимизирует получаемую прибыль. Лежащая в основе этого подхода задача максимизации полезности от потока дохода при условии, что фирмы являются ценополучателями, позволяет подразделить ее на две: максимизация текущей приведенной стоимости фирмы и максимизация полезности при заданной текущей приведенной стоимости. Такое подразделение позволяет при рассмотрении выбора фирмами инвестиционного решения сосредоточиться или на первой из этих задач — максимизации текущей приведенной стоимости фирмы, или на второй.